Сюрреализм

Манифест Гийома Аполлинера был приурочен к скандальной премьере балета «Парад», авторами которого выступили композитор Эрик Сати, художник Пабло Пикассо, сценарист Жан Кокто и балетмейстер Леонид Мясин. Гийом Аполлинер писал:  «В этом новом союзе ныне создаются декорации и костюмы, с одной стороны, и хореография - c другой, и никаких фиктивных наложений не происходит. В «Параде», как в виде сюрреализма, я вижу исходную точку для целого ряда новых достижений этого Нового духа».

Сюрреализм являлся одним из самых ярких, оригинальных и неоднозначных направлений в искусстве 20 века, основателем которого по праву считается Андре Бретон, взявший за основу своего творчества процесс высвобождения фантазий, подсознательных страхов, сновидений, а также разрушение сложившихся канонов и полный уход от рационального осмысления предметов и явлений. Глядя на то, с какой страстью и энергией его современники раскрывают свой творческий потенциал, Бретону в голову пришла идея сконцентрироваться на «бессознательном» и найти единомышленников, желающих посредством искусства постигать неизведанные миры человеческого подсознания. К слову, особых сложностей в этом не было, потому как начинал Бретон не с пустого места: именно в этот период времени были опубликованы труды Зигмунда Фрейда, а также успешно функционировала группа визуального искусства Дада. В 1924 году Андре Бретон выпустил «Манифест Сюрреализму», в котором написал: «Сюрреализм есть чистый физический автоматизм, посредством которого мы стремимся выразить в слове или в живописи истинную функцию мысли. Эта мысль продиктована полным отсутствием всяческого контроля со стороны рассудка и находится за пределами всех эстетических и моральных норм». Принципы сюрреализма как самостоятельного направления в искусстве базировались на произвольных ассоциациях, оригинальной трактовке предметов и явлений, никак не связанных между собой, а также на разрушении всех этических кодексов. Причем все эти принципы не касались какого-то конкретного жанра в искусстве, а захватывали все творческие аспекты: и изобразительное искусство, и литературу и даже кинематограф.  Для сюрреализма были свойственны определенные приемы:

- Автоматизм;

- Использование «обманок»;

- Образы, увиденные во сне.

Пробуя свои силы в качестве художника-сюрреалиста, Андре Массон сделал целый ряд экспериментальных автоматических рисунков при помощи ручки или туши. Не задумываясь, Массон водил ручкой по бумаге, позволяя руке самостоятельно создавать линии, которые впоследствии трансформировались в самые причудливые образы. Другой художник-сюрреалист Хуан Миро, делая первые шаги в новом для себя направлении, так описал собственную работу: «Я начинаю рисовать, и пока я рисую, картина сама начинает утверждать себя под моей кистью. Пока я работаю, некая форма становится знаком женщины или птицы. Первая стадия - свободная, бессознательная... Вторая стадия - внимательно выверенная». Несколько позже Бретон назвал это явление «химией интеллекта». Сюрреализм представлял собой не просто направление в искусстве или манеру высказывать собственные мысли, а настоящим душевным опытом и результатом изменения сознания, которое описывается в психоанализе Фрейда.

В 1926 и 1928 гг. испанские сюрреалисты художник Сальвадор Дали и режиссер Луис Бунюэль, объединив свои усилия, создали два скандально знаменитых киношедевра «Андалузский пес» и «Золотой век», ставшие самыми яркими примерами воплощения идей сюрреализма в кинематографе.

Безусловно, ярчайшим представителем сюрреализма по праву считается Сальвадор Дали, художественные произведения которого сочетают все приемы и каноны сюрреалистического направления. Однако помимо Дали к сюрреализму принадлежали и другие творческие деятели – художники, писатели и режиссеры. Андре Бретон искренне восхищается Пабло Пикассо и Марселем Дюшаном и не раз призывал их примкнуть к его движению, однако те предпочитали держаться в стороне, несмотря на то, что на их творчество сюрреализм повлиял самым непосредственным образом.

В настоящее время сюрреализм приобрел яркие черты коммерцизации, а его объекты с большой натяжкой могут претендовать на звание «произведения искусства». Коммерческую выгоду сюрреализма заметил еще Дали, когда в определенный период своей жизни занимался созданием рекламы, а все в этом мире, как известно, циклично. Поэтому нет ничего удивительного в том, что современные творения, выполненные в сюрреалистическом направлении, можно встретить лишь на специализированных выставках и закрытых кинопоказах (арт-хаус), а многочисленные сюрреалистические приемы – в авторских рекламных роликах и дизайнерских концептах.

Публикации