Литография

Как самостоятельный вид изобразительного искусства, литография окончательно оформилась лишь в 19 веке, хотя изобретена была гораздо раньше. Основоположником и непосредственным создателем литографии был опытнейший ученый-исследователь Алоиз Зенефельдер, который в силу специфики своей деятельности занимался поиском новых способов тиражирования нот, которые невозможно было набрать типографским способом. До определенного момента ноты переписывались от руки, но это было настолько неудобно и занимало так много времени, что ученый пришел к выводу, что ему просто необходим совершенно иной способ тиражирования записей. Литография существенно отличалась от всех существующих ранее техник, потому как формой для печати выступала гладкая или зернистая поверхность известнякового камня, на которую тушью, пером или кистью наносилось изображение. После этого камень подвергался химической обработке, последовательному нанесению на поверхность формы воды и краски. И только по завершению всех этих процессов производилась печать.

В 1806 году Алоиз Зенефельдер открыл первую литографскую мастерскую в Мюнхене, вслед за которой последовало открытие подобных мастерских в Париже, Санкт-Петербурге (1816 г.) и Лондоне (1822 г.). Особенные визуальные качества и ее близость к классическим техникам рисования сделали литографию весьма популярной среди таких великих художников как Мане, Дега, Сера и Тулуз-Лотрек (использовал для создания композиций на цветных плакатах). В 19 веке в Европе литография широко применялась для воспроизведения картин и создания черно-белых и цветных эстампов, книжных иллюстраций, плакатов и т.д.  Благодаря некоторым чертам новаторства, способ литографии привлек внимание таких известных художников как А. Матисс, П. Пикассо, М. Шагал, О. Кокошка, О. Дикс , Ф. Топольский, Г. Мукки, Д. Сикейрос и многих-многих других. В России в 1-й половине 19 в. техника литографии широко используется целым рядом известных графиков и живописцев: А. О. Орловским, О. А. Кипренским, А. Г. Венециановым и его учениками, К. П. Брюлловым и так далее.

До 1833 года литография была исключительно черно-белой, пока однажды московский художник К.Л. Тромонин не получил первый многокрасочный оттиск. Способ получения цветной литографии был назван хромолитографией, и его главной особенностью стало соответствие количества красок для получения оттиска с количеством камней. Одним из наиболее ярких художников, использовавший в своей работе технику цветной литографии, являлся Сальвадор Дали. Самая известная литография Дали – иллюстрации к Библии, которые художник создал по заказу итальянского миллиардера Джузеппе Альбаретто. К слову, католическая церковь благословила неожиданные иллюстрации Библии, объясняя это тем, что работы Дали открыли совершенно новые грани и смысли Священного писания.

На сегодняшний день литография, претерпев ряд нововведений и усовершенствований, довольно широко используется в ручной и промышленной полиграфии. Однако помимо своего практического назначения выполняют и прямую функцию – эстетическую, свойственную всем произведениям искусства. Истинные поклонники прекрасного могут наслаждаться авторскими работами, выполненными на камне и напечатанные на ручном литографском станке, благодаря выставкам и экспозициям. Кроме того, гравюры и литографии создаются на заказ в единственном экземпляре и могут стать отличным подарком для тех, кто не представляет своей жизни без изобразительного искусства.

Публикации