Коллаж

Первые коллажи использовались еще в 4-7 веках в коптских тканях и войлочных завесах кочевых народов Центральной Азии. Однако на сегодняшний день техника совмещения различных типов тканей стала называться не коллаж, а аппликация.

В качестве выразительного средства коллаж впервые был использован в 1910-1912 годах дадаистами, кубистами и футуристами, искавшими новые визуальные возможности эпатировать и удивлять общественность. Причем наибольшую популярность коллаж снискал именно в дадаизме и даже разделился на три основных направления: цюрихский «случайный» коллаж, берлинский манифестационный коллаж и кельнско-ганноверский поэтический коллаж.  С 1912 года техника коллажа стала также применяться и в живописи, благодаря художникам-кубистам Ж. Браку и П. Пикассо.

Цюрихский «случайный» коллаж представлял собой произвольное комбинирование самых различных элементов. Так, например,  Ханс Арп, создавая очередной «шедевр», высыпал на лист картона кусочки цветной бумаги и приклеивал их так, как они легли. А Тристан Тцара разрезал газету на слова и вслепую доставал их из сумки, чтобы в дальнейшем составить стихотворение. Принцип «случайности» использовался как при создании художественных произведений, так и в литературе.

Суть берлинского манифестационного коллажа скрывалась в придании будущему творению мощного протестного заряда посредством ярких цветных пятен и надписей. Художник Георг Гросс утверждал, что такой коллаж дает возможность выразить определенное недовольство в зрительной форме, не боясь цензуры. Основным элементом берлинского коллажа являлась фотография, поэтому и сам принцип работы над произведением носил название «фотомонтаж».

Однако самым интересным из трех направлений считался кельнско-ганноверский коллаж, который художники наделяли определенными поэтическими свойствами. Идеи таких коллажей рождались внезапно при совмещении двух или более совершенно разных объектов, зрительно не подходивших друг другу, но создающих непонятного рода гармонию. На такие коллажи попросту хотелось смотреть! Курт Швиттерс писал: «В поэзии слово противопоставляется слову, здесь же  Faktor противопоставляется Faktor’у, материал - материалу».

В настоящее время декоративные коллажи также обладают весьма большой популярностью, однако наиболее востребованными видами являются фото и видеоколлажи, позволяющие художнику создавать совершенно разные и порой неожиданные произведения. Сущность фотоколлажа заключается в произвольном соединении нескольких одинаковых или совершенно разнящихся по тематике снимков, видеоколлажа – составление видеоряда из отрывков и фрагментов фильмов, музыкальных клипов, домашнего видео, совмещенных с текстом и фотографиями. Помимо всего прочего, существует также музыкальный коллаж, используемый композиторами при создании своего произведения. Музыкальный коллаж может состоять их написанных ранее мелодий, а также из фрагментов музыкальных композиций, написанных совершенно другим музыкантом. В современной музыке зачастую можно услышать такой термин как «ремикс», который по своей сути также является коллажем.

Публикации