Иллюстрации Доре
Гюстав Доре – «величайший иллюстратор», художник, яркий представитель европейского искусства второй половины 19 века. Работы Доре были наполнены художественными достоинствами, они отражали истинную сущность вещей и явлений, а также иллюстрировали жизнь современного ему общества.
Поль Гюстав Доре родился 6 января 1832 года в Страсбурге в семье инженера. С самого раннего детства у него проявились творческие способности и задатки будущего художника. Он очень любил читать, однако настоящий восторг у него вызывал процесс просмотра книжных иллюстраций. Именно это пристрастие в последствие стало судьбоносным, и мальчик увлекся рисованием. Его почти профессиональные и абсолютно недетские рисунки, созданные в 4-х летнем возрасте, удивляли и поражали окружающих. Поэтому для многих не стало неожиданностью, что в возрасте 10 лет Гюстав Доре выполнил ряд иллюстраций к «Божественной комедии» Данте.
Семья часто переезжала, что, безусловно, сказывалось на формировании мировоззрения юного художника. В 1841 году местом проживания стал в Бур, небольшой живописный городок, а уже в 1847 Доре с матерью переехал в Париж, где его определяют в лицей Шарлемань. Лишь только семья обосновалась в Париже, юный Доре отправился к главному редактору «Журналь пур рир» Ш. Филипону, чтобы устроиться на работу. Он показал редактору целую серию своих рисунков на тему «Подвиги Геркулеса» и был принят в число сотрудников с окладом 5000 франков в год.
В конце 1847 года произошло достаточно значимое событие в жизни молодого художника: Обер издал альбом его литографий «Подвиги Геркулеса». В предисловии он писал: « «Подвиги Геркулеса» задуманы, выполнены и литографированы художником пятнадцати лет, который научился рисовать без учителя и классических студий. Мы решили сообщить об этом не только с целью вызвать особый интерес публики к работам юного мастера, но также отметить начало пути г-на Доре, который, мы верим в это, достигнет удивительных высот в искусстве».
В шестнадцать лет Гюстав Доре оказался непосредственным участников февральской революции 1848 года. Он рисует листы «Луи-Филипп - экс-король марионеток» и «Организационный Совет Национальной гвардии», которые в этот непростой период были крайне популярными. В этом же году Доре становится самым молодым участников Салона и выставляет на всеобщее обозрение свои работы «Новый Велизарий», «Союз -сила», «Сцены из жизни пьяниц». После этой судьбоносной выставки, Доре почти ежегодно участвовал в выставках Салона, демонстрируя широкой публике различные виды работ.
В 1852 году Доре довольно неожиданно и окончательно порвал с журналом, желая целиком и полностью посвятить время созданию иллюстраций. Сперва он пробовал себя, работая над небольшими и совсем недорогими популярными изданиями, но уже в иллюстрациях к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» раскрылся как настоящий зрелый художник. В 1853 году Доре создал иллюстрации для произведений Байрона, в 1855 году закончил рисунки к «Озорным рассказам» Бальзака, а осенью того же года приступил к изучению Данте для создания иллюстраций к «Божественной комедии», которые были выполнены в 1861 году («Аду») и 1869 году («Чистилище» и «Рай»).
60-е годы 19 века являются наиболее плодотворным периодом в деятельности Гюстава Доре в качестве иллюстратора. Именно в это время он создает иллюстрации к «Легенде о Крокемитене» и «Капитану Кастаньету», а в 1865 году иллюстрирует двумястами тридцатью рисунками двухтомную Библию. Л.А. Дьяков пишет: «Обращаясь к Ветхому завету, он даст его в плане древнего космизма, стремясь передать грандиозные процессы, переживаемые человечеством на заре цивилизации. Все в этих листах предельно грандиозно и космично: вздыбленные скалы, бескрайние долины, бездонные ущелья, чудовищные деревья, несметные человеческие потоки, яркие вспышки света, прорезающие ночную мглу, подавляющая своими масштабами архитектура древних храмов и дворцов».
В середине 60-х годов Доре переезжает в Лондон, где до 1870 года уделяет много времени живописи. В этом же время он создает огромные полотна на библейские и евангельские сюжеты: «Титаны» (1866), «Смерть Орфея» (1869),«Медный змий», «Изгнание торгашей из храма», «Сон жены Пилата», «Избиение младенцев», «Снятие с креста», а также такие произведения как «Цыгане», «Уличные музыканты», «Монахи во время службы».
В конце своего жизненного и творческого пути, Гюстав Доре сделал ощутимый выдох и сумел создать лишь несколько иллюстраций к «Неистовому Роланду» Ариосто. А уже 23 января 1883 года художника не стало...
Гюстав Доре внес неоценимый вклад в развитие европейской живописи и книжной иллюстрации. Один из исследователей его творчества Л. Р. Варшавский писал: «В истории иллюстрации Гюстав Доре занимает исключительное место. Выдающийся представитель не только французского, но и всего европейского искусства второй половины XIX века, он внес в сокровищницу мировой графики непревзойденные по своим художественным достоинствам рисунки, проявив глубокое проникновение в сущность явлений, отразив в них различные стороны жизни современного ему общества, всех его классов и социальных групп».
Учителя и наставники