Ксилография
Сущность ксилографии заключается в особенной технике, которая с момента своего появления хоть и претерпела ряд изменений, но по сути осталась прежней: изображение с плоской поверхности деревянной доски, покрытой краской, которая выдерживала более 15 000 оттисков, отпечатывалось на бумаге. Этот несложный механизм лег в основу создания многих художественных произведений, ставших на сегодняшний день настоящими шедеврами.
В Европе первые ксилографии появились на рубеже 14-15 веков и носили сугубо религиозный характер. Однако с течением времени в этой технике также исполнялись сатирические и аллегорические листы, азбуки и календари. Около 1430 появилась первая «блочная» книга, иллюстрированная гравюрами на дереве, которые на протяжении определенного временного периода печатались в Кельне, Майнце, Бамберге, Ульме, Нюрнберге. К 16 веку ксилография не только обрела цвет, но и получила широкое распространение в Чехии, России, Белоруссии, Литве и на Украине, что было непосредственно связано с издательской деятельностью Франциска Скорины. Кроме того, ксилография стала неотъемлемой составляющей такой техники как лубок и приобрела народные фольклорные мотивы.
Весьма специфичным, но от этого не менее ярким является японское искусство ксилографии, развитие которой произошло благодаря непосредственному влиянию Китая, где ксилография, собственно, и зародилась. В 17 веке в Японии появились иллюстрированные гравюрами книги, гравированные календари, путеводители, афиши, а с 1660-х гг. - эстампы светского содержания, связанные с демократической художественной школой укие-э. Однако в отличие от европейской, техника японской ксилографии обладала некоторыми особенностями, была крайне последовательна и выполнялась сперва рисовальщиком, а затем резчиком и печатником. Японская ксилография, впрочем, как и вся культура этой страны, обладала специфическими художественными средствами и была наполнена различного рода символами и метафорами. Ярчайшими представителями японской ксилографии являются Окумура Масанобу, Судзуки Харунобу, Китагава Утамаро, Тесюсай Сяраку, Кацусика Хокусай, Андо Хиросигэ. Японская ксилография оказала самое непосредственное влияние на европейскую живопись и графику второй половины 19 века.
Европейское искусство 18-19 века характеризовалось спадом интереса к ксилографии и выходом на первый план техники гравирования на металле как к наиболее совершенному и актуальному способу создания иллюстраций и художественных произведений. Однако, несмотря на это, техника ксилографии не канула в лету, а ее черты нашли свое воплощение в работах У. Морриса (Великобритания) и декоративных гравюрах П. Гогена (Франция). На рубеже 19-20 вв. ксилография несколько упростилась и обрела некоторые декоративные черты, что позволило многим художникам пробовать себя в этой технике (Ф. Валлоттон в Швейцарии, У. Николсон и Г. Крэг в Великобритании, А. П. Остроумова-Лебедева в России).
В настоящее время ксилография является самостоятельным видом изобразительного искусства, произведения которого отличается своей особенной эстетикой. Ксилографию также зачастую используют в качестве дополнительной техники при создании произведений декоративно-прикладного искусства.
Публикации