Оптические иллюзии
Главной отличительной особенностью оп-арта является использование в качестве основного выразительного средства оптические иллюзии, которые самым непосредственным образом влияют на восприятие человека. Для оп-арта характерно стремление к достижению оптической иллюзии движения неподвижного художественного объекта путем изменения пространства, габаритов, игры цвета и света.
Оп-арт, как одно из направлений современного изобразительного искусства, сформировался в 50-е годы и до того как стать вполне самостоятельным художественным течением, развивался в рамках абстракционизма. Однако самые первые опыты в области оп-арта относятся к концу 19 века, когда в 1889 году в ежегоднике «Das neue Universum» появилась статья об оптических иллюзиях немецкого профессора Томпсона, который создал впечатление движения на плоскости, используя черно-белые круги. Несмотря на неподвижность изображенных на рисунке кругов, у зрителя создавалось впечатление того, что круги находятся в постоянном движении. Но на данном этапе подобные рисунки были скорее экспериментами, чем полноценными произведениями искусства.
В 1955 г. в Париже прошла выставка произведений оп-арта. Однако наибольшего успеха картины, вызывающие обман зрения и оптические иллюзии, добились в 1965 году после Нью-Йоркской выставки «Чувствительный глаз», проходившей в Музее современного искусства и представившей широкой публике таких художников как Я. Эгема, Н. Шеффера, Х.-Р. Демарко, А. и Ж. Дуарте, А.Асиза и многих других. Первые художественные произведения оп-арта были черно-белыми, поэтому главным выразительным средством являлась игра с объемом и тенью. В 1977 году в Болонье прошла выставка «Арте-Фиера-77», где в широком разнообразии были представлены работы Виктора Вазарели, Еннио Финци и многих других. Художники, принадлежавшие к оп-арту, зачастую объединялись в небольшие группы и выставляли свои полотна инкогнито, давая своим группам зашифрованные названия: группа Н. (Падуя), группа Т. (Милан), группа Зеро (Дюссельдорф) и так далее. Группа поисков визуального искусства, которую возглавлял Виктор Вазарели, являлась самым активным деятелем в процессе развития движения оп-арт.
Главной задачей оп-арта является обман зрения и создание визуальных иллюзий, что позволяет полностью изменить восприятие привычных предметов и явлений. Согласно исследованиям психологов, человеческий глаз всегда стремится собрать хаотично расположенные цветные пятна и систематизировать их. Произведения оп-арта направлены на разрушение этой целостности и на невозможность зрительной системы человека соединить все элементы картины в единое целое. Так, на картине Виктора Вазарели «Тау-дзета» геометрические фигуры непрерывно перестраиваются по схеме греческих букв, но так и не собираются в единый ансамбль. В его работе «Сверхновые» представлены две одинаковые контрастные формы, создающие зрительную иллюзию вспышки, а вписанные в квадраты круги исчезают и снова появляются в различных точках картины. Плоскость непрерывно пульсирует, что создает странное ощущение, оказывающее мощное и порой негативное действие на психику человека. По этой причине на выставках оп-арта нередки обмороки, головокружения и другие нарушения восприятия окружающей действительности.
Для усиления зрительных иллюзий и еще большего воздействия на психическое состояние человека, оп-артисты использовали дополнительные материалы, никоим образом не относящиеся к живописи (пластик, стекло, металл, некоторая ткань), но обладающие хорошей отражаемой способностью. Таким образом, художники пытались добиться неожиданных интересных оптических иллюзий и усилить впечатление зрителя от увиденного. На сегодняшний день элементы оп-арта используются в экспериментальных театральных постановках (перфомансах), а также при разработке концепции наружной рекламы, плакатов и прочее.
Публикации