Гравюра
Как вид искусства, гравюра существенно расширила понятие о возможных приемах создания изображения на холсте и открыла художникам совершенно новые варианты создания художественных произведений.
История возникновения и развития гравюры крайне стара. Она берет свое начало еще в эпоху древности и заканчивается в начале 20 века. Первое упоминание о гравюре датируется 6 веком нашей эры и относится к истории изобразительного искусства Китая, где гравюра носила практический характер и использовалась при изготовлении клейм, печатей и трафаретов для цветных тканей. В Европу гравюра пришла несколько позже. Первая гравюра на дереве была сделана в Германии в 1423 году, а в России – только в 1464 году. Благодаря активному развитию науки и просвещения, а также изобретению типографского станка, гравюра очень быстро превратилась из вспомогательного в самостоятельный вид изобразительного искусства, обладающего своей собственной и уникальной эстетикой. Наряду с книгами и гравюрами, носящими исключительно религиозный характер, создавались также географические карты, буквари, календари. В это же появляются и другие виды – например, гравюра на меди и офорт. Данные техники использовались для создания тематического орнамента на оружии и металлических предметах, а также для написания надгробных надписей. Точная дата появления гравюры на металле неизвестна и по сей день, однако возникновение этой техники относят к середине 15 века.
Вид гравюр:
- Эстамп (оттиск на бумаге);
- Плоская гравюра (рисунок и фон находятся на одном уровне);
- Выпуклая гравюра (рисунок выше уровня фона);
- Углубленная гравюра (рисунок ниже уровня фона);
- Литография (в виде печатной формы используется камень);
- Альграфия (техника аналогичная литографии, но вместо камня используется алюминиевая пластина);
- Ксилография (гравюра на дереве);
- Линогравюра (гравюра на линолеуме);
- Гравюра по металлу;
- Офорт (рисунок создается с использованием специальной иглы, а затем протравливается кислотой);
- Меццо-тинто (вид углубленной гравюры, в которой поверхности металлической доски гранильником придается шероховатость, дающая при печати сплошной черный фон);
- Акватинта (протравливание кислотой поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью).
Самыми известными и общепризнанными мастерами, специализирующими на создании гравюр, являются Альбрехт Дюрер («Адам и Ева», «Меланхолия»), Гюстав Доре (иллюстрации к «Божественной комедии» Данте), Бенуа-Луи Анрикес («Добрая весть», «Больная и доктор»), Лука Лейденский «Страсти Христовы», «Страшный суд»), Маркантонио Раймонди («Сон Рафаэля»), Питер Брейгель-старший («Большие рыбы поедают малых», «Осёл в школе»), Пармиджанино («Мадонна с длинной шеей», «Обращение Савла»).
Публикации