Имп-арт

Элементы изображения, выполненные по законам имп-арта, невозможно воспринимать однозначно, и для каждого человека, взглянувшего на полотно, картина будет видеться по-своему. Художнику, избравшему для себя имп-арт в качестве основного направления деятельности, необходимо обладать не только талантом, но и определенной долей мастерства, чтобы предоставить на суд зрителя иллюзию объема, перспективы, а попросту...ловко и очень тактично обмануть, создав ощущение пространства там, где его нет. М.К. Эшер, являющийся одним из самых ярких представителей имп-арта, говорил: «Рисовать – значит обманывать».

Основоположником имп-арта по праву считается шведский художник Оскар Реутерствард. Абсолютно неизвестный в России, на своей родине он добился определенной известности благодаря ряду исследований и работ, касающихся наличия невозможных элементов в изобразительном искусстве. Он создал классификацию невозможных фигур и написал более тысячи картин и эскизов. Свою первую невозможную фигуру Оскар Реутерсвард создал в 1934 году. Это был невозможный треугольник, составленный из 9 одинаковых кубиков. Эта и еще три картины Реутерсварда в 80-е годы прошлого столетия были увековечены шведским правительством и изображены на почтовых марках. Особенности создания художественных произведений, а также неоднозначность их восприятия являются основными причинами того, что Реутерсвард так и не стал популярным за пределами Швеции. К тому же, несмотря на всю проделанную им работу по созданию огромного количества теоретического и практического материала, невозможные фигуры стали известны благодаря совершенно другим людям.

В 1954 году невозможный треугольник, созданный Реутерсвардом двадцатью годами ранее, был повторно открыт английским математиком и физиком Роджером Пенроузом, который изобразил геометрическую фигуру в привычном виде, добавив ей лишь незначительный эффект перспективы. И хотя каждый из углов невозможного треугольника в отдельности выглядит вполне нормально, соединение их всех вместе вызывает иллюзию невозможности данной фигуры в трехмерном пространстве. В 1958 году Роджер вместе со своим отцом Лайонелом Пенроузом опубликовал статью о невозможных фигурах в «Британском журнале психологии», которая стала отправной точкой в творчестве М. К. Эшера и Жоса де Мея.

Собственно, именно М.К.Эшеру невозможные фигуры обязаны своей популярностью и известностью в творческой среде. Они нашли отражение в трех самых известных его работах-литографиях «Бельведер», «Водопад» и «Восхождение и Спуск» и картинах «Дом лестниц» и «Рисующие руки». Художник, страстно увлеченный математикой, не мог оставить без внимания такую уникальную идею для создания художественных произведений и использовал невозможные фигуры в своих работах, идеи которых в дальнейшем послужили примером для многих художников по всему миру. К наиболее известным из них относятся бельгийский художник Жоса де Мея, швейцарский Сандро дель Пре и венгерский Иштван Ороса.

Статья отца и сына Пенроузов, а также работы Эшера оказали большое влияние на мировоззрение европейских художников, многие из которых изменили своему привычному художественному стилю передачи действительности. Так, например, художник и дизайнер из Бельгии Жос де Мей начал визуализировать различные математические законы и использовать в своем творчестве невозможные сооружения. Работы Жос де Мея характеризуются удивительной реалистичностью, точностью и скрупулезностью исполнения, а также использованием эффекта нарушения перспективы, когда в разных частях одной и той же картины различные объекты имеют неодинаковое расположение относительно друг друга. Главной темой его работ являются всевозможные архитектурные сооружения в окружении полей, холмов и рек, а также почти на каждой его картине можно встретить изображение совы, которая для голландцев носит двойственный смысл: с одной стороны, сова является символом теоретических знаний, а с другой – так называют не особого умного человека.

Не менее известными художниками, прославившимися изображением невозможных миров и сооружений, является швейцарский художник Сандро дель Пре («Шахматная доска», «Поезд», «Космические колеса») и венгр Иштван Орос. В работах дель Пре практически полностью отсутствует такое определение как «направление», потому как все изображенные на картине объекты являются равноправными. А Иштван Орос использует невозможные фигуры при оформлении плакатов, постеров, гравюр и эскизов. Среди его работ встречаются картины, на которых изображены невозможные окна, колоннады в виде различных беседок, развалины античных храмов и прочее.

Несмотря на некоторую специфику и неоднозначность восприятия, многие деятели искусств отмечали не только оригинальность данного направления, но и его эстетическую и практическую пользу. В своей книге «Omojliga figurer» Оскар Реутесвард весьма подробно писал о том, что картины имп-арта зачастую использовались в психотерапии как средства для концентрации внимания и развития образного мышления. В Швеции их также применяли в стоматологии: рассматривая картины в приемной, пациенты невольно отвлекаются от неприятных мыслей и меньше волнуются, ожидая приема. Несмотря на все это, имп-арт по сей день остается весьма неоднозначным и крайне субъективным направлением в искусстве, которое понятно далеко не многим...

Публикации