Гравюра на дереве и металле

Сущность гравюры заключается в создании произведений искусства путем печатания (оттиска) с награвированной формы или пластины с изображением рисунка. Гравюра является одним из древнейших видов изобразительного искусства, а сама техника гравирования пришла из ремесел.

Гравюра на дереве или ксилография появилась одной из первых и датируется 6-7 веком. Такой вид гравирования зародился в Китае и Японии, а вот в Европе печатать гравюры начали лишь в 14 веке. Первая гравюра на дереве отличалась простым рисунком без особых изысков и лишь иногда раскрашивалась красками от руки. Рисунок же представлял собой сюжет из Библии и церковной истории и выполнял как эстетическую, так и практическую функцию: для безграмотного населения гравюры были единственным источником знания  Священного писания. Около 1430 г. были сделаны первые «блочные» книги, для которых изображение и текст вырезались на одной доске, а около 1461 г. была набрана первая книга, иллюстрированная гравюрами на дереве.

С течением времени гравюра на дереве приобрела цвет («кьяроскуро»), а печать стала осуществляться с нескольких досок с использованием основных красок цветового спектра. Изобретателем новой технологии создания цветной гравюры на дереве стал венецианец Уго да Карпи. Однако эта техника была крайне трудоемкой и дорогостоящей, поэтому, несмотря на отличный результат, ею использовали крайне редко, и свое «второе рождение» цветная гравюра получила лишь в 19 веке.

Желание сделать технику гравирования совершенной, а сам рисунок более сложным и интересным, привело к появлению в 15 веке техники резцовой гравюры по металлу,  позволявшей придавать рисунку своеобразную гибкость, регулировать глубину линии, передавать подвижные очертания и использовать разные типы штриховки. Как ни странно, но наибольшего успеха в использовании данной техники добились немцы и итальянцы, среди которых были Альбрехт Дюрер,  Мартин Шонгауэр, Антонио Поллайоло и Андреа Мантенья. Гравюра на металле открывала для художников совершенно новые уникальные возможности для создания художественных произведений, поэтому развитие этой техники шло семимильными шагами. И если гравюры Дюрера, образно выражаясь, продавались с телеги его собственной женой, то работы, выполненные в этой же технике, но на 20 лет позже, уже считались настоящими шедеврам.

К концу 16 века гравюра на металле превращается в высокое искусство и является крайне специфическим подобием живописи с использованием сложного графического рисунка и наличием определенного сюжета. Благодаря постоянному совершенствованию техник и таланту художников, процесс, бывший когда-то простым ремеслом, превратился в самостоятельное направление изобразительного искусства, в котором преуспели такие великие мастера как Альбрехт Дюрер, Лука Лейденский, Марко Антонио Раймонди, Тициан, Питер Брейгель-старший, Пармиджанино, Альтдорфер, Урс Граф, Лукас Кранах-старший, Ханс Бальдунг Грин и многие-многие другие. Помимо всего прочего, бурное развитие гравюры на металле привело к появлению совершенно новой техники гравирования – офорт, расцвет которого пришелся на 17 век. В это время работал Рембрандт, который травлением и штриховкой на разной бумаге добился создания сложнейших светотеневых эффектов, Жак Калло, награвировавший целый ряд известнейших портретов и Клод Лоррен, который воспроизвел в офортах все свои картины, чтобы их не подделывали. В этот период Питер Пауль Рубенс открыл специальную мастерскую, где в гравюрах делали копии с его картин, а Антонис ван Дейк создал офортной иглой целую серию портретов своих современников. Гравюра на металле позволила многих именитым мастерам и художникам в полной мере раскрыть свой талант и представить миру совершенно уникальные работы, ставшие впоследствии шедеврами мирового изобразительного искусства.

Публикации