Дадаизм

По мнению дадаистов, жестокость военных действий в корне изменила мировоззрение человека и только лишний раз подчеркнула бессмысленность его существования и жизни в целом. Для дадаизма характерно отрицание рационального мышления и логики как основных причин всех происходящих конфликтов, а главной идеей этого направления является последовательное и окончательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Один из известнейших лозунгов дадаистов: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего». Дадаизм считался предшественником сюрреализма и во многом определил его идеологию, выразительные средства и, безусловно, подход к созданию произведений. В число основателей дадаизма входят поэты Хуго Балль, Рихард Хюльзенбек, Тристан Тцару и художники Ханс Арпа, Макс Эрнст и Марсель Янко.

Термин «дадаизм» произошел от французского слова «dada» - деревянная лошадка, и в переносном смысле обозначает детский лепет, что-то невнятное и бессвязное. Существует несколько теорий относительного того, как появилось название. Однако большинство исследователей данного направления склоняются к тому, что слово «dada» было выбрано совершенно случайно, путем открытия первой попавшейся страницы словаря. Такой подход полностью соответствовал идеологии дадаизма, отрицавшей наличие всякого здравого смысла и логики. Дадаисты не стремись идти по проторенной дорожке, а бросались из крайности в крайность, эпатируя публику и всяческими способами привлекая к себе внимание общественности. Излюбленными выразительными средствами дадаистов считались монтаж, коллаж и так называемый «реди-мейд» (обычные предметы, выдаваемые за произведения искусства). Самым известным произведением дадаизма стала картина «L.H.O.O.Q.» (1919 года), на который была изображена Мона Лиза с усами. А в качестве произведения «реди-мейд» в 1917 году Дюшан представил на выставке, а затем и продал самый обычный писсуар под красноречивым названием «Фонтан» со своим автографом и датой.

Дадаизм очень быстро стал  популярным в Америке, однако как полноценное самостоятельное течение в искусстве просуществовало совсем недолго. В 1922 году дадаизм официально прекратил свой творческий путь. Тристан Тцара на собрании даже произнес похоронную речь, посвященную кончине дадаизма. Не оставив после себя практически никаких выдающихся произведений, данное направлением тем не менее самым непосредственным образом повлияло на последующее искусство и дало толчок к возникновению сюрреализма, более яркого и красноречивого направления. Многие художники-дадаисты впоследствии стали сюрреалистами.

Публикации