Художественная кукла

Художественная кукла с воротникомПервые куклы, в привычном для нас понимании этого слова, появились еще в древние времена. Они изготавливались из ткани, кукурузных початков и других природных материалов, которые практически всегда были под рукой. Игрушки такого рода выглядели достаточно безобразно, но детская фантазия делала невозможное, превращая желтый кукурузный початок, замотанный в тряпку, в младенца, а куколку, собранную из прутиков, в настоящую принцессу.

На сегодняшний день понятие «кукла» имеет множество значений, начиная от привычной игрушки и заканчивая описанием женской внешности. Причем, кукла совершенно необязательно должна быть классической красавицей в нарядном платье и туфельках. Современное общество все больше тяготеет к странным, причудливым и порой пугающим образам, отражающим внутренний мир человека. Такие художественные куклы и игрушки едва ли можно назвать детскими, да и создаются они с совершенно другой целью.

Первые исторические упоминания о кукле, которая, по сути, не являлась игрушкой, относятся к времени правления египетской царицы Клеопатры, которая питала настоящую страсть к прекрасному. Являясь обладательницей самой большой коллекции кукол, экспонаты для которой свозились в Египет из разных уголков мира, царица использовала идеи их платьев для создания своих собственных нарядов. Таким образом, куклы являлись для Клеопатры своеобразным журналом мод, в котором можно было подсмотреть интересный эскиз платья для очередного торжественного мероприятия.

К первым европейским неигровым представительницам кукольного мира относится целая партия кукол из папье-маше, которая увидела свет в 1672 году в Англии. Эта серия не предназначалась для активного использования, поскольку особенности материала делали кукол из папье-маше хрупкими и недолговечными. А чуть больше века спустя, свет увидела поистине уникальная кукла, которую историки окрестили «первой художественной». Она носила название «Маленькая танцовщица» и представляла собой небольшую восковую фигурку девушки, облаченную в легкое тканевое платье. Автором «Маленькой танцовщицы» стал известный французский художник Эдгар Дега, который представил свое творение широкой публике на выставке импрессионистов в Париже. Восковая куколка стала ярким примером неигровой куклы, главное назначение которой заключалось в доставлении эстетического удовольствия.

Путешествие из Европы в Россию

Как водится, мода на художественные куклы пришла в Россию в 15-16 вв. из Европы. Хрупких фарфоровых красавиц с натуральными кудрями, одетых в пышные шелковые платья, доставляли ко двору на заказ, поскольку приобрести подобную вещицу могли далеко не многие. Художественные куклы хоть и предназначались детям, но играть с ними было строго запрещено. Использовались куклы в основном в воспитательных целях: они учили подрастающее поколение уважению, аккуратности, а также прививали любовь к прекрасному.

В 17-19 вв. тонкости производства художественной куклы были освоены российскими мастерами, и фарфоровые прелестницы с этого момента начали выпускаться в России. К слову,  куклы «отечественного» производства мало чем отличались от своих европейских аналогов. Все те же изящные черты, натуральные локоны, наряды, сшитые из дорогих тканей и кружев, и вся та же невероятная хрупкость.

Художественная кукла была не редкостью в домах состоятельных господ, а многие дамы даже могли позволить себе содержать небольшие коллекции. Кукла являлась крайне щедрым и престижным подношением, и состоятельные господа нередко позволяли себе заказывать кукол, как две капли воды похожих на их детей или других членов семьи. Эпоха классической художественной куклы надолго закончилась после Октябрьской революции.

Современная художественная кукла

Художественная кукла Дама в шляпеНовый виток популярности художественной куклы пришелся на середину 1997 года, когда у людей вновь появилось желание создавать что-то поистине уникальное и, тем самым, воплощать в жизнь свои творческие идеи. Современная художественная кукла отличается от своих предшественниц, прежде всего, индивидуальностью и целостностью образа. Мастер, начиная создание такой куклы, придумывает предполагаемые обстоятельства, в которых она могла бы существовать, черты характера, привычки и увлечения, и уже на основе этого решает, какими внешними особенностями будет обладать готовый персонаж.

Для изготовления современных художественных кукол используется большое количество самых разнообразных материалов: пластика, папье-маше, гипс, ткань. Многие куклы могут похвастаться наличием выразительных глаз, натуральных волос, ресниц и бровей, а также благодаря мягкому проволочному каркасу подвижностью конечностей.

Главная особенность художественных кукол – наличие ярко выраженных эмоций: радости, грусти, задумчивости и даже страха. Эти куклы совершенно особенные, по-своему «живые», если угодно. Они никого не оставляют равнодушными, и возможно именно поэтому среди современных любителей самодельной игрушки так много коллекционеров. Для них регулярно устраиваются специализированные тематические выставки, экспозиции и ярмарки-продажи, которые позволяют не только насладиться просмотром эксклюзивных кукол, но и стать обладателем одной из них. И, к слову, художественная кукла является отличной идеей для подарка, как взрослому, так и ребенку.

Художественная кукла является отражением внутреннего мира человека, его фантазий, страхов и ожиданий, обрамленных в оригинальную и зачастую причудливую форму. За каждым конкретным кукольным образом скрывается широкая палитра чувств и эмоций, фантастическая Вселенная и совершенно новый мир, в который зритель сможет погрузиться, едва прикоснувшись к кукле...

Публикации